Полнометражный фильм.
Другие названия: «Дикая охота короля Стаха» / «Дзікае паляванне караля Стаха» (СССР: название на белорусском языке) / «The Savage Hunt of King Stach» (международное англоязычное название) / «The Wild Hunt of King Stakh» (англоязычное название на видео).
СССР.
Продолжительность 134 минуты (международная версия – 105 минут).
Режиссёр Валерий Рубинчик.
Авторы сценария Валерий Рубинчик, Владимир Короткевич по повести Владимира Короткевича.
Композитор Евгений Глебов.
Оператор Татьяна Логинова.
Жанр: драма, фильм ужасов, детектив, триллер
Канун XXвека. Этнограф Андрей Белорецкий (Борис Плотников), собирающий в белорусском Полесье народные преданья, укрывается от непогоды в поместье Болотные Ялины. Надежда Романовна Яновская (Елена Димитрова), последняя представительница знатного дворянского рода, старается проявить гостеприимство, но от внимательного взгляда учёного не ускользает, что девушка глубоко несчастна. Управляющий имением Игнатий Берман-Гацевич (Альберт Филозов) рассказывает о странных вещах, творящихся в округе, в первую очередь — о так называемой дикой охоте короля Стаха, который, явившись в обличии призрака, якобы мстит потомкам своих убийц… Белорецкий решает разобраться в происходящем.
Также в ролях: Роман Филиппов (пан Рыгор Дуботовк), Борис Хмельницкий (Алесь Ворона), Валентина Шендрикова (вдова пани Кульша), Александр Харитонов (Андрей Светилович), Игорь Класс (Рыгор), Владимир Фёдоров (Базиль Берман-Гацевич, брат Игнатия), Мария Капнист (экономка), Виктор Ильичёв (пристав), Юрий Дубровин (судебный врач), Борис Романов (судебный следователь).
Хорошо известно, что фильмы ужасов (в отличие от, допустим, научной фантастики) не были в почёте в СССР, однако запальчивые утверждения в том духе, будто советские зрители совсем не имели возможности приобщиться к традициям жанра, всё же грешат против истины. Даже если ограничиться кинопрокатом (не принимать в расчёт показы на кинофестивалях, кинонеделях, в специализированных кинотеатрах вроде «Иллюзиона» и т.д.), легко обнаружить примеры: от классического американского «Человека-невидимки» /1933/ до польских «Матери Иоанны от ангелов» /1971/ и «Локиса» /1970/. И на самом-то деле неудивительно, что отдельным нашим мастерам удалось оставить в хорроре достаточно яркий след. Наиболее значительным справедливо считается успех «Вия» /1967/ Константина Ершова и Георгия Кропачёва, но и «Дикая охота короля Стаха», пользовавшаяся заметно меньшим спросом у широкой публики (11,3 млн. проданных билетов на серию при тираже 486 копий), выглядит впечатляюще. Картину по достоинству оценили на нескольких профильных зарубежных киносмотрах. Чего только стоит гран-при итальянского «Мистфеста» (), где постановку Валерия Рубинчика предпочли таким кинохитам, как «Девятая конфигурация» /1980/ Уильяма Питера Блэтти, «Гамбургская болезнь» /1979/ Петера Фляйшмана и – страшно вымолвить! – «Пятница, 13-е» /1980/ Шона Секстона Каннингема.
Авторы с первых же кадров погружают нас в сумрачную, таинственную, зыбкую атмосферу, как будто и просторные помещения злополучной усадьбы Яновских, и окрестные леса с болотами пропитаны необъяснимой, инфернальной тревогой. Загадочные явления (звуки шагов Маленького Человека, смутный образ Голубой Женщины, наконец, дикая охота давным-давно почившего в бозе короля Стаха) кажутся в такой обстановке куда как естественными. Обращает на себя внимание оригинальный элемент изобразительного решения – часто (заметим, подчёркнуто часто, явно с умыслом) применяемый оператором Татьяной Логиновой метод съёмки актёров через то или иное препятствие, «нечаянно» возникающее на переднем плане. Это создаёт ощущение слежки или же подглядывания за персонажами, в первую очередь – за Андреем Белорецким, чей приезд, как нетрудно догадаться, несёт угрозу тамошним шляхтичам. Ужас достигает апогея незадолго до развязки, когда всадники на белых (и в белых попонах) лошадях материализуются – но тогда и на борьбу с нечистью поднимется, хочется сказать, весь народ.
Подобная, перегруженная символизмом развязка наверняка показалась бы высокопарной в рядовом жанровом образчике, но в том-то и дело, что режиссёр прекрасно отдавал себе отчёт в куда более амбициозных художественных поисках писателя. Одноимённая повесть, с момента публикации (в 1964-м году) на страницах литературного журнала «Маладосць» вызвавшая повышенный интерес – в пределах союзной республики1, действительно может напомнить знаменитую «Собаку Баскервилей» Артура Конан Дойла, с которой произведение часто сравнивают. Вот только у Владимира Короткевича детективная интрига, отдающая мистическими мотивами (как выясняется под занавес, мнимыми), тесно переплетена с историко-философскими размышлениями героя-этнографа. Белорецкий пытается осознать место белорусов и белорусской культуры в многосложной русской цивилизации (особенно запомнилось проницательное суждение об опасности, таящейся в национализме, даже мелкотравчатом) и предугадать то будущее, что ждёт его малую родину в обозримой перспективе. Это, к чести режиссёра, нашло отражение в экранизации – с поправкой на всё-таки иную (аудиовизуальную) природу киноискусства. Мало того, действие потому и перенесено во времени (помещено аккурат в канун XX века), дабы обобщение прозвучало в полную силу. Пресловутое поместье (одно название вгоняет в тоску – Балотныя Яліны, то есть ‘болотные ели’), ставшее предметом чёрной зависти нечистых на руку родственников, уподобилось острогу, откуда у последней представительницы некогда славного рода, кажется, нет никакого шанса выбраться. Прибытие чужака, положившего решительный конец дикой охоте – разгулу пещерных страхов и столь же примитивной борьбе за наследство, оказалось судьбоносным, ознаменовав начало новой жизни.
.