Помочь ребенку принять себя

0 / 5 (0 голосов)

На переменках, после уроков то здесь, то там раздается: «Очкарик!», «Рыжая!», «Слон ушастый!» Дети очень легко и с азартом награждают друг друга прозвищами, однако никому не удается спокойно воспринять их на свой счет. Как поддержать детей, предотвратить комплексы? Отвечает возрастной психолог Галина Бурменская.

Интервью 
Родителям 
Подростки 

Помочь ребенку принять себя
Помочь ребенку принять себя
«Жена недовольна моей зарплатой»345620Помочь ребенку принять себя
«Муж обидел меня дешевым подарком»301536Помочь ребенку принять себя
«Бросила мужчину старше меня на 18 лет, теперь мучаюсь»313594

Psychologies: Когда можно считать, что у ребенка появился комплекс?

Галина Бурменская: Образ себя — представление о своей привлекательности, силе — начинает складываться очень рано, уже в четыре-пять лет у ребенка есть общее представление о том, кто он такой. К семи-восьми годам этот образ становится все более определенным: сравнивая себя с другими детьми и взрослыми, ребенок постепенно осознает свои сильные и слабые стороны. Для девочек большее значение представляет их внешность (лицо, фигура), для мальчиков — сила и ловкость.

В основе детских комплексов часто лежат не реальные дефекты внешности, а негативная оценка других и, как следствие, чувство неудовлетворенности собой. У детей неуверенность в себе всегда связана с тем, что говорят о них другие: «толстый», «ботаник»…

Именно от близких людей ребенок узнает о том, какой он: красивые волосы, смышленые глаза, ловкие руки

Ребенок начинает стесняться себя, чувствует, что он хуже других. Особая пора для расцвета комплексов — подростковый возраст. В это время дети очень придирчивы к себе и остро переживают (реальное или мнимое) свое несовершенство. Именно поэтому комплексы у подростков формируются чаще и переживаются гораздо болезненнее, чем в любом другом возрасте.

В какой мере родители ответственны за детские комплексы?

От них, конечно, зависит многое, прежде всего — самооценка ребенка и его самопринятие. Именно от близких людей ребенок узнает о том, какой он: красивые волосы, смышленые глаза, ловкие руки… В ответ на восхищенное «Какая ты у меня красавица!», «Какой ты у меня смелый!» у детей вырабатывается ощущение самоценности (независимо от объективных данных).

Напротив, недостаток внимания к ребенку, тем более холодность близких, подрывает его уверенность в себе, делает его уязвимым. Кроме того, когда взрослые сами страдают от комплексов, они могут непроизвольно передать неудовлетворенность собой детям. Зачастую они усложняют дело, давая ребенку характеристики, рожденные представлением о собственном несовершенстве («Он весь в меня, такой же застенчивый»), или стремясь делать все, чтобы он не унаследовал их «недостатки» — например, устанавливают диету.

Но чем старше становится ребенок, тем более важным для него оказывается мнение сверстников: представления о себе подростка могут сильно измениться под влиянием оценок его компании, а также молодежной моды. Поэтому так важно с раннего детства обращать внимание детей на то, что все люди — разные. Мы по-разному выглядим, по-своему мыслим и любим не одно и то же. Представление об этом поможет в нужный момент выдержать взгляды других, критически воспринять чужое мнение и сохранить веру в себя.

Как реагировать, если ребенок начал переживать из-за своей внешности или личных качеств?

Утешая ребенка, не делайте вид, что для его страданий нет повода: «Только ты обращаешь на это внимание!», «Подумаешь, очки!» Чувствуя, что его не понимают, он останется один на один со своими сомнениями, станет преувеличивать проблему и ощутит еще больший дискомфорт…

Иногда дети комплексуют из-за какой-то черты внешности, унаследованной ими от отца или матери. Не стоит подчеркивать это сходство, желая разубедить сына или дочь: «Посмотри, у мамы тоже веснушки, это же так красиво!» Его неприязнь к себе может только усилиться. Но подчеркивайте в разговоре с ребенком: у каждого человека есть особенности, которые кому-то нравятся, а кому-то нет, невозможно нравиться всем сразу.

Главное, помогайте ребенку добиваться успеха в том, чем он увлечен, и тогда ему будет чем гордиться

Если девочка страдает из-за веснушек и хочет, например, их запудривать — соглашайтесь: она почувствует, что ее понимают и стараются помочь. Если же вам это не нравится, скажите прямо, что вы бы так делать не стали.

Очень важно, чтобы ребенок мог рассказать кому-то из взрослых о том, что его беспокоит. Когда болезненная для него тема замалчивается, он может решить так: если дома нельзя говорить о том, над чем смеются в школе, значит, он безразличен родителям или ситуация действительно тяжелая. Будьте деликатны, избегайте категоричных утверждений: «Тебе и правда не повезло», «Ничего не поделаешь с такими волосами!»

Как помочь ребенку научиться принимать себя таким, как есть?

Когда детей что-то тревожит, прежде всего они нуждаются в нашей поддержке: они еще не в силах справиться со своими чувствами, не умеют, к примеру, ответить тому, кто смеется над ними. Подскажите точные слова: «Я уже слышал это тысячу раз, скажи что-нибудь новенькое».

Попробуйте исправить дефект: смените оправу очков, скорректируйте оттопыренные уши. Учите на собственном примере самоиронии. Если у вас есть подобный опыт, расскажите о нем: например, как вы переживали из-за формы своего носа, пока не обнаружили, что она никого не смущает, а некоторым даже нравится. Или расскажите, как со временем какие-то ваши особенности стали достоинствами — свою версию «Гадкого утенка». Но главное, помогайте ребенку добиваться успеха в том, чем он увлечен, и тогда ему будет чем гордиться, кроме своей удачной (или не очень) внешности. Зная о своих достоинствах, легче обрести веру в себя.

Когда нужна помощь психолога?

Детские комплексы естественны и не должны вызывать у родителей паники. Реагировать надо, если ребенок постоянно говорит о своем переживании, у него долго (больше недели) нет настроения ничем заниматься, он расстроен, подавлен, не хочет ни с кем общаться…

Истории, чтобы примириться с самим собой 

Детям трудно выразить то, что их беспокоит, открыто рассказать о том, что они переживают, чего боятся, почему им сейчас стыдно. Зато они очень любят слушать истории — сказочные, волшебные, захватывающие и в то же время удивительным образом реальные, потому что в них рассказывается о мальчике или девочке «совсем как я».

Именно такие психотерапевтические истории предлагает австралийский психолог Дорис Бретт в книге «Жила-была девочка, похожая на тебя…» (Класс, 2014). Они позволяют ребенку разобраться в своих переживаниях, почувствовать, что он не одинок, что и другие дети испытывают то же самое. Ребенок перестает чувствовать себя хуже других и вслед за героем находит выход из трудной ситуации.

В книге есть рассказы о детях, которых дразнят из-за внешности, которые вечно беспокоятся или ревнуют к братьям и сестрам… Авторские комментарии и рекомендации позволят родителям адаптировать «истории про Энни» к особенностям собственного ребенка или даже сочинить для него свою, особую историю.

Об эксперте

Галина Бурменская — кандидат психологических наук, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова, соавтор книги «Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков» (МПСИ, 2007).

Источник: psychologies.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 1 =

1 × два =