Какие факторы влияют на источники развития личности?

баннерная реклама в интернете

Ищет ли для себя новорожденный ребенок какой-либо источник развития личности? Конечно же, нет. Маленькому ребенку не нужна личность – ему необходимо удовлетворение его насущных потребностей. Личность формируется позднее – для решения проблем. Она может сформироваться, а может и нет – в зависимости от определенных условий. Какие же факторы влияют на развитие личности? В этой статье мы рассмотрим главные из них – наследственность, социум, образование, деятельность, игра.

наследственность фото

Наследственность

Наследственность – основной источник развития личности. Это совокупность биологических свойств, которые передаются от родителей к ребенку. Наследственность является крайне важным свойством для любого живого существа. Она сохраняет популяцию Homo Sapiens. Ребенок рождается, унаследовав ряд безусловных рефлексов – пищеварительный, оборонительный, ориентировочный рефлексы. Ими обладают представители животного мира.

На наследственность могут влиять разные факторы, приводящие к разрушению кода ДНК. В первую очередь, это радиационный фон. Из-за его воздействия появляются наследственные заболевания, а также уродства (сросшиеся близнецы, две головы, непропорциональные размеры тела). Негативно влияют на строение ДНК такие факторы, как нервно-психическое напряжение, алкоголь, курение.

Как основной источник развития личности наследственность стала рассматриваться в начале ХХ века. В 1902-1303 году исследователи У. Сеттоном и Т. Бовери, работавшие независимо друг от друга, открыли сходства между поведением хромосом и факторами наследственности, выявленными Менделем.

Индивидуальные природные особенности, которые потенциально определяют способности человека, состоят в различиях строения мозга, органов чувств, речевого аппарата. Большой процент способностей и талантов предопределяется именно генетикой человека. Однако проявление заложенных задатков зависит от окружающей среды. Доказательство тому – дети-маугли. Наука располагает большим числом свидетельств о детях, которые жили с животными – обезьянами, волками, собаками. Дети-маугли не имеют качеств, которые принято называть человеческими: у них отсутствует речь, их уровень интеллекта сравним с уровнем животных, они ползают на четвереньках.

личность и общество картинка

Общество как источник развития личности

Не менее важен вопрос о том, как соотносится в индивиде «животное» и «человечное»; как противостоят ситуация и «диспозиция» (личностные особенности, опыт человека, его предыдущие установки). Общество как источник развития личности также нередко противопоставляется индивидуальным поступкам человека, продиктованным его волеизъявлением.
В 70-х годах ХХ века достаточно распространенным было убеждение, что люди не могут быть разделены на категории «добрых» и «злых», «плохих» и «хороших». Сторонники таких взглядов считали, что люди превращаются в «злых» или «добрых» только под влиянием окружения.

Исследователи, которые рассматривают общество как основной источник развития личности, всегда находят своим взглядам массу подтверждений в реальности. Никто не станет спорить о том, что ребенок меняется, начиная посещать детский сад или школу. Его поведение также может быть различным на спортивной площадке или в семье, на занятии по музыке или в одиночестве.

В. Штерн впервые обратил внимание, что личность формируется посредством взаимодействия врожденных установок (наследственности) и окружающей среды. С другой стороны, никто не станет спорить, что человек имеет немало общего с животным миром – ему необходима еда, питье, сон, размножение. Фрейд в своем письме к Эйнштейну подчеркивал, что человеческая природа является агрессивной.

Известный исследователь проблем мотивации Х. Хекхаузен выделял три параметра, по которым может строиться линия поведения человека:

  1. Уровень соответствия поведения ожиданиям общества. К примеру, в библиотеке все сидят за столом, как подобает, но один человек садится коленями на стул и начинает работать, несмотря на недоумение присутствующих. О нем говорят, что он склонен к нонкомфорному поведению;
  2. Соответствие действий человека своим же действиям в ситуациях, не отдаленных по времени от настоящего;
  3. Соответствие действий собственным действиям в похожих ситуациях, относящихся к прошлому.

Если поведение меняется в сходных обстоятельствах, это позволяет говорить о том, что механизмы развития личности находятся внутри самого человека. Влияние общества не является для него определяющим.

источники развития личности картинка

Личность и общество: взаимодействие или противодействие?

Традиционно источники формирования и развития личности делятся на три группы: наследственность, среда и сама личность. Есть также теории, по которым на развитие личности влияет два фактора – наследственность и среда. Общепринятыми вариантами этих концепций являются взгляды Штерна и Фрейда.

Согласно теории конвергенции Штерна, внутренние факторы, заложенные в человеке с рождения, постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Сам Штерн предлагал свою теорию как компромисс между концепциями «среды» и «наследственности». Поэтому личность является продуктом взаимодействия окружающей социальной среды с наследственностью. Американский ученый Г. Олпорт утверждал, что теория Штерна выходит далеко за рамки психологического знания, так как выражает диалектическую связь человека и его окружения.

Фрейд, напротив, был уверен, что эти факторы не взаимодействуют, а находятся в состоянии противоборства. Как полагал основатель психоанализа, динамика процесса личностного роста и любой жизненный сценарий может пониматься из того, каким образом принцип удовольствия противостоит принципу реальности. Теория конфронтации Фрейда имела продолжение и во взглядах его последователей – А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни.

источник развития личности фотография

Образование как фактор развития личности и общества

Образование – это источник развития личности и общества. Рост и просвещение нельзя отделить друг от друга. Если бы люди вспоминали эту истину немного чаще, то возникновение и разрушение цивилизаций не вызывало бы удивления. Например, в 90-е годы все европейское сообщество с удивлением наблюдало за прогрессом, который происходил в «Стране восходящего Солнца» — Японии. В рекордный срок она стала страной Солнца, которое было не только «восходящим», но и «взошедшим». Наблюдать за чудом – похвально, если только учиться также и видеть причины, по которым это чудо происходит.

Япония стремилась восстановиться после войны как можно быстрее, и для этого был использован ряд инструментов – снижение налогов, внедрение в различные отрасли новых, зарубежных технологий, экономические перемены. Не последнее место среди причин «японского чуда» занимали реформы образования – оно рассматривалось как главный источник развития личности. Как итог, Япония занимала второе место среди самых обеспеченных стран мира в течение порядка 40 лет.

Например, так характеризировал образовательные реформы того времени президент Конференции по профессиональной ориентации С. Фукуяма:

После окончания Второй мировой войны основой среднего образования стало введение программы профориентации. Для многих преподавателей такие перемены были удивительными. ©

Есть ли взаимосвязь между «японским чудом» и реформами образования? Не будем спешить с выводами и обратимся к еще некоторым фактам истории.

В начале 60-х годов среди американцев, которые были потрясены успехами русских в освоении космоса, ходила шутка: «Или мы все срочно должны заняться наукой, или нам придется учить русский язык». Чтобы спасти национальное достоинство, американцы прибегли к неожиданному решению – они запустили программу по поиску талантливых детей. Программа, называемая «Мерит», включала в себя психологическое диагностирование старшеклассников, и ее результаты не заставили себя ждать. По признанию многих исследователей, американский прогресс в сфере естественных наук в немалой степени зависел от программы «Мерит».

факторы развития личности картинка

Концепция Выготского

В 30-х годах ХХ в. Л. С. Выготским были сформулированы основные идеи деятельностного подхода к образованию и развитию личности. Прогрессивные идеи Выготского не были восприняты обществом того времени – уже через год после своей смерти Выготский был подвергнут критике, большая часть его работ была изъята, а его фамилия вычеркивалась редакторами из всех изданий.

Это Вам может быть интересно  Технология саморазвития, как замена догматизму

Выготский считал, что главный источник развития личности ребенка – это зона ближайшего развития (ЗБР), а также реализация потенциальных возможностей. Много раз ученый упоминал, что стоит лишь взглянуть на ребенка, чтобы понять: в нем заложено гораздо больше потенциала, нежели может быть реализовано. Это мнение хорошо иллюстрируется словами отечественного психолога А. Асмолова:

К сожалению, наш жизненный путь усеян обломками того, кем мы могли бы стать, и кем не станем никогда. ©

Именно это обилие возможностей таит главную опасность – неверно их определить. Например, есть немало тестов для определения вундеркиндов. Но часто умственно одаренные дети, превосходящие своих сверстников, угасают после окончания школы. Родители, которые предоставляют своим детям все источники формирования и развития личности, тем самым слишком поспешно выдают своим детям вексель на звание Моцартов и да Винчи. Многих из таких детей ждет жизненный сценарий, полный несбывшихся ожиданий.

Выготский любил на этот счет говорить, что будущее одаренного ребенка всегда находится в его прошлом. Культура сохранила немало примеров выдающихся личностей, которых можно сравнить с «Гадким утенком» Андерсена. Таким был Эйнштейн, который смог научиться разговаривать только к 9 годам, и Эдисон, которого за плохую успеваемость выгнали из школы.

При помощи тестов возможно выявить лишь уровень актуального развития ребенка. Например, оба ребенка одного возраста показывают одинаковые результаты при решении задачи. Но можно ли сказать о том, что их способности равны? Ведь дети часто занимаются решением домашнего задания со взрослыми. И оказывается, что один ребенок это делает до 11 лет, а другой способен к самостоятельному решению уже к 8 годам. Именно поэтому Выготский считал, что ЗБР – основной источник развития личности, на который также должна ориентироваться педагогика.

развитие личности ребенка картинка

Развитие личности ребенка

Каким образом дети учатся социальным ролям, получают информацию о мире, как развивается их личность? Главные источники социального развития личности в детстве – это труд, деятельность и игра.

Труд в настоящее время все больше вытесняется. Наличие бытовой техники и малодетность приводят к тому, что привлечение детей к труду оказывается ненужным. Девочкам больше нет надобности шить, стирать, и даже мыть посуду – есть посудомоечные машины. Мальчикам не нужно колоть дрова, топить печь, пасти скот. Нередко единственное, что требуют от своего чада родители – это уборка комнаты, и даже это ребенок может бойкотировать. Как реагировать родителю на такое поведение? Необходимо при помощи родительского авторитета настойчиво воспитывать в ребенке привычку трудится. Взрослый человек любит труд и привык к нему, и эта привычка должна воспитываться в семье.

Что касается продуктивной деятельности, то этот источник развития личности сейчас доступен каждой семье. В любом магазине можно приобрести краски, пластилин, товары для рукоделия. Однако и этот вид развивающей активности часто не реализуется. Родители бывают слишком эмоционально истощенными, чтобы заниматься с ребенком творчеством. Кроме этого, в каждом доме есть компьютер и телевизор, который предпочитают дети.

Игра для ребенка – это и источник развития личности, и способ формирования картины мира. Все больше этот вид активности вытесняется гаджетами и телевизором, увеличивается количество детей, которые вообще не играют со сверстниками. Игра является воспроизведением взрослой жизни, в ее процессе закладываются профессиональный круг интересов, понимание многих социальных ситуаций, с которыми ребенку придется столкнуться в будущем. Источники социального развития личности также берут свое начало в игре – дети учатся взаимодействовать друг с другом, распределяя «роли», устанавливая правила.

Кроме этого, в детских играх также часто присутствует элемент неопределенности, что также помогает образно расширить возможности ребенка. Дети часто следуют сюжетам народных сказок, отправляясь в своем воображении «туда, не знаю куда». Различные небылицы, а также игры в стиле сказки Л. Кэррола «Алиса в стране чудес» помогают ребенку учиться действовать в нетипичных условиях.

развитие личности изображение

Метод Фейнмана для качественного освоения любой предметной области

Р.Ф. Фейнман получил Нобелевскую премию в области физики в 1965 году. Ученый также известен тем, что сформулировал три положения, которые помогут глубоко освоить практически любой предмет. Сам Фейнман никогда не считал себя успешным учеником. «Я думал, — говорил ученый о себе, — что прочность знаний определяется количеством посвященного предмету времени. Но со временем мне открылась одна истина».

Способ, который изобрел Фейнман, прост. Он состоит из трех пунктов

  1. Объясните то, что вы изучаете, восьмилетнему ребенку. Если рядом не оказалось восьмилетних детей, то возьмите лист бумаги и напишите то, что вы изучаете. При этом используйте самые простые слова и обозначения, как если бы вы объясняли материал второкласснику, обладающему достаточным умением воспринимать информацию и концентрироваться. Когда люди чего-то не понимают, они склонны употреблять жаргонизмы и профессиональный сленг. Однако они дурачат сами себя, так до конца не разбираясь, чего же на самом деле они не могут понять. А жаргон лишь скрывает эту некомпетентность.

    Когда же теория или любая информация записывается простыми и самыми употребительными словами (такими, чтобы ее мог понять даже восьмилетка), мы упрощаем для себя ее понимание. Логические связи становятся для нас более очевидными. Кроме этого, нам становится понятнее, в какой именно области у нас имеются пробелы в знаниях.

  2. Повторите информацию. Мы определили те сферы, где у нас имеется нехватка знаний – области, где нами была забыта важная информация, или же у нас были затруднения в ее понимании. Теперь их нужно заполнить при помощи повторения. Обнаружить такие пробелы – крайне важно. Они являются границами нашей компетенции, позволяет ограничить количество ошибок в дальнейшем.
  3. Еще раз упростите информацию. Теперь у вас на руках есть несколько заметок, сделанных от руки. Посмотрите еще раз, не затесались ли в них слова из профессионального жаргона. Составьте из этих заметок простенький рассказ. Если вам кажется странным, как он звучит – значит, информацию нужно доработать.

Заключение

Несмотря на то, что внутренние задатки представляют собой главный источник развития личности, этот процесс не происходит без участия внешних факторов. Воспитание, требования в школе и на работе, необходимость профессионального роста, различные жизненные вызовы определяют возможности роста личности не меньше, чем информация ДНК. Общество как основной источник развития личности может и способствовать росту, и запускать процесс регресса. Поп-культура, уставшие и недальновидные родители, деградирующие друзья – все это не самые лучшие факторы для личностного роста. Вывод можно сделать следующий: если рядом глупые люди, решения нужно принимать самому. Если же общество умное и позитивное, а сам человек плохо ориентируется в ситуации – лучше прислушаться к окружению, со временем научившись от него мыслить самостоятельно.

Источник