Технология саморазвития, как замена догматизму

баннерная реклама в интернете

Технология саморазвития стала альтернативой муштре и догматизму, доминирующим в конце XIX века. Идея о том, что человек по своей природе стремится к развитию и должен это делать собственными силами, стала привлекательной для современных ученых и практиков. Это стимулировало разработку специальных методик, направленных на наиболее полное выявление потенциала каждой личности.

Если люди не реализуют внутренние творческие возможности в полной мере, они чувствуют себя несчастными. Любая технология саморазвития помогает устранить шаблонные и догматические подходы в пользу индивидуализации.

Великие философы и мыслители, такие как Аристотель, Фома Аквинский, утверждали, что люди приходят в этот мир с разными творческими возможностями, потенциалами и талантами. Сегодня существует задача научиться выявлять разнонаправленность этой одаренности с детства и создать условия для наиболее полной ее реализации на благо общества.

Стать гением во взрослом возрасте довольно сложно, так как больше половины информации мозг усваивает до 10 лет, после чего интенсивность развития снижается. Наибольшее число сторонников имеет технология саморазвития человека с раннего возраста по методу итальянского педагога Марии Монтессори.

Метод Монтессори

Метод Монтессори

М. Монтессори относилась к детям, как к существам, способным развиваться самостоятельно, которым необходимо предоставлять «пищу» для естественного процесса самопознания, создать способствовавшую ему атмосферу.

По ее предположению, человек проходит две эмбриональные стадии: зарождение физического тела и зарождение психики. Происходит формирование разума, языковых навыков, человеческих способностей, и этому нельзя мешать.

Сознание адаптируется к окружающей среде самостоятельно, у него нет другой цели, кроме как улучшить себя. Монтессори разработала методику саморазвития под названием «впитывающий ум», с помощью которой, личность сама формирует себя.

Главный принцип такой педагогической системы заключается в дисциплине, основанной на свободе. Его нелегко понять сторонникам традиционных школьных методов. Классическое воспитание делает ребенка молчаливым, тихим, пассивным и неподвижным. Дисциплина свободных детей – деятельная и активная.

Мария Монтессори вкладывала в понятие «дисциплина» внутреннюю способность владеть собой, умение достичь баланса между тем, что хорошо для других и тем, что хорошо для себя. По ее методике ребенок сам контролирует и регулирует свою активность. Он самостоятельно определяет свои действия, вместо того чтобы делать то, что ему налагает педагог.

В обычном детском саду, все, что можно использовать в деятельности ребенка, надежно от него прячут в закрытых шкафчиках. Всех кто побывал в настоящих группах Монтессори, удивило, что дети в них свободно перемещаются по групповой комнате и берут с полок любые материалы. При этом они не бегают и не кричат, а сосредоточенно работают и после окончания урока ставят предметы на свои места.

Свобода по этой системе педагогики не представляет собой вседозволенность, а является защитой прав ребенка на индивидуальность и принятие самостоятельных решений. К малышу относятся как к личности, имеющему право на собственное мнение.

Метод Монтессори сочетает дисциплину и свободу

Метод Монтессори поразительно сочетает дисциплину и свободу

Ребенку создают все условия для того, чтобы он освоил независимость начиная с первых месяцев посещения детского сада. После приобретения навыков взаимодействия с миром, дети открывают путь к внутренней дисциплине. Они учатся упорядочивать свои волевые движения, концентрировать внимание на предметах окружающей обстановки, составляющих дидактический материал.

Проводятся специальные уроки вежливости, помогающие освоить нормы человеческого поведения. В процессе обучения обходят стороной типичный взрослый стереотип о том, что хорошо быть тихим, пассивным ребенком и плохо проявлять активность и деятельность, мешающую взрослым и раздражающую их.

Наоборот, активное поведение поощряется и является необходимым, но при этом его упорядочивают и направляют на освоение окружающей действительности. В группах Монтессори устанавливается несколько правил для поддержания коллективного порядка. Каждый ребенок заинтересован в нем для нормальной работы.

Дети в группах не играют в стирку и глажку, а делают это «по-взрослому», используя настоящие тазики и мыло, и другие материалы в мини-варианте. Всем им прививается принцип: «Помоги мне сделать самому».

Ребенок не боится, что взрослый вмешается, грубо нарушит работу, которую он делает. Отсутствие этого страха способствует появлению интереса к самостоятельной работе, обретению навыков планирования и выбора, появлению внутреннего мотива к деятельности и творчеству.

Такие дети уважают себя и тех, кто хорошо знает свое дело, способны делать поражающие открытия и сотрудничать с другими. Малыши, воспитанные по такой системе, всегда готовы отстаивать свое мнение, поэтому им нужно доходчиво объяснять каждое действие.

Если человека принуждают к выполнению работы, в процессе у него быстро возникает апатия. И наоборот, когда личностью движет интерес, она делает все слажено и качественно. Самые успешные люди — это те, кто занимаются своим делом с большим энтузиазмом и любовью.

Человек не может стать свободным, если он несамостоятелен. Поэтому активность и проявления индивидуальной свободы детей нужно направлять так, чтобы он становился самостоятельным.

Личностно-ориентированная «технология» саморазвития по К. Роджерсу

Основоположник гуманистической психотерапии и психологии, величайший психолог ХХ века, Карл Роджерс был противником любой технологичности. Именно поэтому в теме это слово взято в кавычки. Но поскольку данный термин прочно укрепился в современной науке, будем использовать понятие «технология саморазвития», подразумевая некоторую систему действий, не гарантирующую наперед заданных результатов.

Личностно-ориентированная «технология» саморазвития по К. Роджерсу

Роджерс считал, что человеком движет стремление к актуализации и самоактуализации. Им были выделены такие понятия, как «Я-идеальное», «Я-реальное» и «Социальное окружение».

Личность имеет определенное представление о себе, своих установках, ценностях и чувствах. Все это отражает реальное Я. В то же время в каждом живет образ своего идеального Я, отражающий того, кем бы хотел человек быть. Социальное окружение человека складывается из норм, ценностей, способов поведения и взглядов.

Если реальное Я не соответствуют идеальному Я, у человека возникает чувство беспокойства. Действия в угоду социальному окружению, вопреки естественному стремлению к идеальному Я, делает личность еще более дезадаптированной. Появляются психологические проблемы, на фоне которых человек начинает выстраивать защиты, искажая и отрицая опыт.

В соответствии с методикой самосовершенствования по Роджерсу, только получив субъективную свободу, люди могут действовать в соответствии со своим идеальным Я. Если личность делает выбор в пользу несвободы (социального окружения), у нее возникают проблемы.

Это Вам может быть интересно  Первая годовщина свадьбы

Именно на этом принципе и основана психотерапия: помочь человеку быть самим собой, жить в согласии личным опытом. Однако сам психотерапевт также является частью социального окружения, поэтому ему не следует навязывать своему клиенту что-либо.

Задачей этой развивающей системы является направить личность на поиски движущей силы личностного роста. Роджерс считал, что ее источники находятся внутри человека, а не вовне. Исходящим условием самосовершенствования признается принятие себя.

Технология саморазвития: педагогика ненасилия

Педагогика ненасилия — это гуманистически ориентированный подход, возникший относительно недавно (конец 1980 — начало 1990-х гг.). Изначально сформировалось движение прогрессивных педагогов, которые выступали против любых форм принуждения детей. Позже была сформирована технология личностного саморазвития человека.

Сторонники педагогики ненасилия утверждали, что традиционные формы и методы воспитания блокируют полноценное саморазвитие личности. Задавая наперед требуемые результаты, и контролируя действия ребенка, они мешают развиваться естественной способности к самопознанию и самостоятельной работе.

педагогика ненасилия

Если результатов достичь не удалось, малыша наказывают штрафными санкциями в форме плохих оценок, воспитательных лекций и других видов наказания. Поэтому в обычных школах и детских садах дети испытывают страх, тревогу, напряженность, что блокирует возможность самосовершенствования.

Саморазвитие является естественным процессом и его нельзя навязать. Чтобы ребенок активно с желанием включился в деятельность, ему должно быть интересно. По своей природе люди стремятся к свободе, поэтому немаловажно предоставить малышу право выбора. Только в таком случае человек может подниматься по ступеням саморазвития, реализовываться и быть субъективно свободным.

Выбирая значимое для себя направление, личность берет на себя неоспоримую ответственность. Она осознает, что держит ответ не перед обществом, а прежде всего перед своей совестью, являющейся нравственным ориентиром.

Основы методики саморазвития Г. К. Селевко

Как говорил М. Волошин: «Ребенок – это непризнанный гений средь буднично серых людей». Сегодня наблюдается важная мировая тенденция перехода от объяснительно-иллюстративных форм обучения к технологиям саморазвития человека.

Рост и развитие живого организма управляется программой, передающейся генами. Человек формируется под воздействием окружающей среды, усваивая и отражая общественный опыт и нормы. Однако не только наследственная программа и окружающая среда играют роль в становлении личности, но и складывающиеся в его психике опыт, способности и качества.

Технология саморазвития кандидата педагогических наук, Г. К. Селевко, предполагает использование мотивов самосовершенствования личности. Эту систему называют саморазвивающим обучением.

Технология саморазвития по Селевко имеет важные особенности. В процессе воспитания, обращают внимание на самоутверждение, самовыражение, защищенность и самоактуализацию ребенка.

В традиционной системе обучения такие психические процессы протекают самопроизвольно, спонтанно, неосознанно, без возможности влияния на них. По методике саморазвития Селевко, детям открывают «тайну» процессов, которые происходят в его психике, их знакомят с понятиями и закономерностями самопознания, самообразования и самовоспитания.

саморазвитие личности Алексея Ухтомского

Технология саморазвития личности Алексея Ухтомского

Известный биолог и физиолог А. А. Ухтомский утверждал, что вся жизнедеятельность человека являет собой цепь разнообразных доминант, сменяющих друг друга. Они могут оказывать разную степень влияния, осознаваться и не осознаваться личностью.

Под доминантами ученый подразумевал мотивации, господствующие потребности и установки личности. Применение принципа Ухтомского доказало многие закономерности формирования и развития психики людей.

Исследования ученого показали, что доминанты являются важнейшими механизмами самовоспитания. В человеческой природе существенно доминирует творчество, поиск истины и нравственное совершенствование.

Ухтомским совместно с Селевко была создана технология саморазвития, которую используют и сегодня.

Активация процесса самосовершенствования происходит при следующих условиях

  • осознание возможностей личностного роста, целей и задач;
  • адекватные условия обучения, самовоспитания, уклада жизни;
  • занятие творческой самостоятельной деятельностью, приобретение опыта успеха, тренинг достижений;
  • мотивационная установка на самовоспитание.

Эту технологию эффективного саморазвития человека используют для достижения больших успехов в персональном прогрессировании.

По мнению Ухтомского, истинными причинами недостатков человека и его неудач являются не обстоятельства, а он сам, его внутреннее духовное содержание. Поэтому при столкновении с жизненными проблемами, решение необходимо искать, прежде всего, в себе, во внутренней перестройке и самосовершенствовании.

Смысл жизни – это первая необходимая доминанта. Личность постоянно духовно самосовершенствуется, движется к идеалам истины, красоты и добра. В процессе этого движения ей открывается истинная ценность духовных благ, счастье служения Богу и людям.

У человека по природе имеется потребность в познании, поэтому он рано или поздно задается вопросом: что есть истина? Прогресс общечеловеческого сознания является доказательством того, что истина существует. Движение к ней и есть сама жизнь.

Алексеем Ухтомским был сформулирован закон общения «Двойник и Заслуженный собеседник». Двойник выступает психофизиологически оправданным состоянием человека, когда он судит о мире через призму своих индивидуальных потребностей. Чтобы найти путь к Заслуженному собеседнику, личности необходимо освободиться от Двойника.

Индивидуальная технология саморазвития

Собеседник по теории Ухтомского – это главная цель жизни за рамками личных потребностей, работа над собой ради других, перевод внимания с себя на жизнь ближнего человека. Пока человек не уйдет от Двойника, он зациклен на себе и не видит многообразия остального мира. И только пробив скорлупу своего одиночества, он ставит в центр доминанту в лице другого и делает большой прыжок в саморазвитии.

Индивидуальная технология саморазвития

Каждый человек – это индивидуальность, поэтому и систему саморазвития нужно подбирать и создавать индивидуально. Следовательно, стоит задуматься над самостоятельной разработкой уникальной программы личностного роста, благодаря которой можно достичь эффективных результатов.

Прежде всего, нужно сделать ставку на развитие сильных сторон, не забывая о борьбе с теми качествами, которые создают препятствия в развитии. Таким образом, личность делает первые шаги к намеченным целям, и в дальнейшем сможет получить перспективы активации своих скрытых возможностей.

Если человек стремится к саморазвитию, верит в себя и свои способности, он стоит на пути открытия более сложного системного мировоззрения. Непосредственный и рискованный процесс освобождения и самораскрытия может быть открыт только для уверенной личности, уважающая себя.

Источник