5 малоизвестных фактов из истории России

баннерная реклама в интернете

—>Ключевский говорил, что историк ? это наблюдатель, а не следователь. А мы с ним не согласимся! Порой изучение истории приводит нас к сложным вопросам, ответить на которые под силу не каждому ученому. Зато все ответы знает Google! В честь 150-летия Исторического музея Google и ГИМ выбрали неожиданные и интересные вопросы об истории России и предложили научным сотрудникам дать на них ответ.

Кто первый написал что-то по-русски? А что писал?

Ст. научный сотрудник ГИМ Игорь Валентинович Кураев:
Самой древней надписью на русском языке считается так называемая «Гнёздовская надпись». Она сделана на стенке амфоры крымского производства, которая найдена в погребении у деревни Гнёздово. Сама надпись весьма лаконична ?«горушна». У этого слова есть различные толкования ? горчица, пряности или горючее. Возможно, «горушна» происходит от славянского имени «Горун» и означает, что амфора принадлежала ему.

Курган, в котором была обнаружена амфора с надписью, содержал погребение воина скандинавского происхождения, совершенное по обряду «сожжение в ладье». Изначально археологи датировали весь комплекс кургана первой четвертью X в. Основанием для датировки послужили обнаруженные в захоронении арабские монеты ? дирхемы. Совсем недавно старший научный сотрудник отдела археологии ГИМ С.Ю. Каинов, проведя переатрибуцию монет совместно с сотрудником средневековой археологии ИА РАН А.А. Гомзиным, предложил более раннюю дату ? конец IX ? начало X века.

150 лет назад погода в России была такой же? А 1500 лет назад?

К. и. н., научный сотрудник Научно-экспозиционного отдела Сергей Сергеевич Сергушкин:
С точки зрения науки, с середины 1-го тысячелетия до нашей эры мы живем в субатлантическом климатической стадии голоцена. Это означает, что за последние 2 500 тысячи лет не происходило значительных изменений климата, способных серьезно преобразить лицо нашей планеты. Тем не менее, в рамках Субатлантической стадии выделяют несколько периодов, для которых характерны определенные изменения климата.

1500 лет назад в Европе было похолодание, которое называют климатический пессимум раннего Средневековья. В течение этого периода среднегодичная температура была на 1–1,5 градуса ниже нынешней. В целом климат стал более влажным, а зима – более холодной.
Как и 150 лет назад, мы живем в период климатического оптимума. Для него характерно повышение температуры, которое усиливается антропогенными факторами, такими как парниковый эффект.

Как звонили в начале XX века?

К. и. н., научный сотрудник Научно-экспозиционного отдела Сергей Сергеевич Сергушкин:
В начале XX века в Москве были распространены телефонные аппараты шведской компании «Ericsson», которая имела завод в Санкт-Петербурге. Телефонная трубка к тому времени приняла привычный для нас вид с двумя отверстиями, а на корпусе имелось две кнопки ? для выхода на связь и для отбоя.

Соединение абонентов осуществлялось вручную на телефонных станциях. После нажатия на кнопку или рычаг на телефонном аппарате абонента соединяли с телефонисткой. Ей нужно было назвать номер, на который осуществлялся вызов. Далее для соединения «барышня» втыкала штекер в соответствующее гнездо на панели перед ней. Телефонистки, снабженные наушниками и микрофоном, днем и ночью осуществляли сотни ручных соединений. В 1910 году на каждую из них приходилось от 160 до 170 вызовов в час.

Настенный телефон Эриксон, из коллекции музея. 1910 г.

Это Вам может быть интересно  5 самых нетривиальных образцов военной техники

Когда в нашей стране появилась обувь?

Д.и.н., научный сотрудник отдела археологических памятников Дмитрий Олегович Осипов:
История обуви гораздо древнее, чем история России, поскольку появляется уже в позднем палеолите. На территории нашей страны древнейшая обувь была обнаружена при раскопках курганных погребений Центрального Алтая, датирующихся IV в. до н.э. Многолетняя мерзлота сохранила для ученых обувь кочевников ? мягкие меховые сапоги, сшитые в виде кулька с пришивной мягкой подошвой.

В древнерусском государстве доминировала низкая обувь. В качестве рабочей использовались поршни, которые сгибались из одного куска сыромятной или дубленой кожи. В западноевропейских странах такая обувь фиксируется с VIII в. Простота изготовления и удобство носки способствовало ее широкому распространению. В качестве выходной обуви жители древнерусских городов использовали туфли, расшитые цветными нитями. Древнейшие туфли найдены археологами при раскопках Старой Ладоги в напластованиях VIII-IX вв.

Сапоги (высокая обувь с глухим голенищем) считались статусной обувью и использовались русскими, в основном, при верховой езде. На Руси слово сапог впервые встречается в Повести временных лет под 6493 (985 г), в связи с походом Владимира на Болгары.

5 малоизвестных фактов из истории России1
Туфля. Великий Новгород, XII в.

Когда в России появилась реклама?

К. и. н., научный сотрудник Научно-экспозиционного отдела Сергей Сергеевич Сергушкин:
Реклама сопровождает человечество с незапамятных времен. Первыми профессиональными носителями рекламного слова были городские глашатаи. Особое развитие эта форма рекламы получает в античности. Активные торгово-экономические связи Древнерусского государства с Византией не могли не способствовать укоренению этого искусства и в России. Мастерство зазывал было особенно востребовано в ходе проведения ярмарок, которые появились в России еще в X–XI веках.

Первая изобразительная реклама появилась позднее – в XVII веке. Она вдохновлялась эстетикой лубка. Лубок – это яркая разноцветная картинка, печатавшаяся с деревянной гравированной доски. Городские улицы постепенно заполняют живописные вывески, изображающие главный предмет торговли, услуги или зрелища. Однако подобные вывески были порой примитивны, а иногда неуклюжи.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны Камер-коллегия издает в 1749 г. указ, запрещающий малевать на стенах домов или отдельных досках примитивные картинки и ограничиться надписями. Мощный импульс развитию рекламы в России придало появление периодической печати. В 1702 году Петр I распорядился издавать первую российскую печатную газету «Ведомости». К концу XIX в. около пятидесяти процентов площадей газет (а в некоторых случаях и более) могли занимать рекламные объявления.

Источник